Солнце взойдёт!
Ох, зол я что-то сегодня...
Испытываю невыносимое желание поделиться своими соображениями о ситуации в образовании и науке в России.
1. Качеством образования по-настоящему интересуется только ограниченное количество студентов и такое же ограниченное количество родителей, дети коих скоро оканчивают школу. В противном случае и студенты, и их родители постарались бы дать хоть какой-то отклик и о своих вузах, и о системе в целом. Если б родители и студенты стремились получить образование, а не "корочку", не были бы востребованы многочисленные филиалы и фирмы, которые за деньги пишут студентам контрольные, курсовые и дипломные работы. За немногим исключением, филиалы занимаются продажей дипломов в рассрочку, пять лет делая вид, что обучают. А студенты таких филиалов делают вид, что учатся.
А если вдруг кто-то всё же заинтересован в получении образования, должен знать: ваше мнения никто и никогда не спрашивает!
Руководящее звено вузов интересуется хорошими показателями, то есть стремится написать в Министерство такие отчёты, за которые похвалят.
Министерство прежде всего интересуется следующими вопросами:
1) количеством остепенённых специалистов (много докторов и кандидатов – это хорошо; чем больше докторов на одну студенческую душу, тем лучше);
2) количеством литературы, выпускаемой вузом и кафедрами в частности;
3) количеством проведённых конференций;
4) количеством учёных советов;
5) количеством аспирантов и соискателей;
7) количеством разрабатываемых кафедрами новых курсов и программ;
8) Количеством статей, написанных профессорско-преподавательским составом;
9) Количеством выполняемой нагрузки. Заметим, что в любом случае главный показатель – количественный.
При всём том проверяющие НИКОГДА не интересуются качеством того, количество чего измеряется.
Доказываю это на примере. Чтобы ни в кого пальцем не тыкать, привожу вымышленные названия. Предположим, в городе Зайчанске Непопутной области существует Педагогический университет. Его открыли в 1945 году на "пустом месте". Он "молодой", и не успел ещё обзавестись крепким научным потенциалом, так что его положение изначально хуже, чем положение МГУ, Саратовского ГУ, Казанского ГУ и других им аналогичных. Как же добиться высоких показателей? А вот как:
1) количество докторов и профессоров. Это – дело сложное, а сейчас – в особенности. Чтобы появился доктор наук (опускаю слово «настоящий»), учёный, возможно два пути: а) вырастить; б) откуда-нибудь взять.
а) вырастить.
Жутко затратное дело, ибо потенциальному доктору необходимо покупать научную литературу, ездить в командировки и на конференции, публиковаться, в докторантуре мало работать (на полставки, скажем), а получать столько же (как за ставку). К тому же у вуза тут риск: кандидат наук из Зайчанска, если он разрабатывает научную тему, в Зайчанске не может сидеть ввиду отсутствия ресурсов. Он работает в столичных городах. Велик шанс, что в столице доктор и останется после защиты.
Итак, о затратах. Сужу по своей специальности «Всеобщая история». Одна монография или источник, выпущенный в России – это 350 – 800 рублей. Одна зарубежная монография – это 35 – 220 евро. Их нужно не менее 30 штук. Для доктора по новым правилам нужно 10 ВАКовских публикаций. В большинстве случаев публикации платные. 1 страница = 1000 рублей. Полноценная публикация – 1 печатный лист, приблизительно 16 страниц. Итого за одну такую публикацию – 16 тысяч рублей. Зарплата кандидата наук в провинции – от 6 до 14 тысяч рублей, в зависимости от объёма учебной нагрузки, званий и дружбы с начальством. А теперь посчитайте, сколько нужно заплатить за одни только публикации. Конечно, можно и бесплатно. Но для этого надо иметь очень и очень хорошие связи с редакторами сборников и журналов. Добавим сюда очередь и количество ВАКовских журналов по нужной дисциплине. Скажем, по Древнему миру – 1 (!), по средним векам – 1 (!), по этнографии – 3 (!)! Да, я же забыл о том, что специалиста нужно ещё и иностранным языкам обучить, как минимум одному (редко), и более чем одному (часто)! Если это аглицкий да немецкий – полбеды, а если итальянский или китайский, то что делать?
Какой же выход? А такой: разрабатывать тему, как можно менее затратную. Это педагогика, политология, психология, история России (XX век) и, как ни странно, философия. Педагогика – абсолютный лидер. Коллеги-педагоги ни для кандидатских, ни для докторских работ почти не выезжают из Зайчанска. В результате Зайчанский вуз обеспечен докторами по максимуму, но все они – педагоги.
б) откуда-нибудь взять доктора. Сейчас это крайне проблематично: попробуй замани доктора наук в Зайчанск, на зайчанскую зарплату в 14 тысяч, да чтобы он квартиру снимал в Зайчанске минимум за 5 тысяч, да на окраине, да на первом этаже хрущёвки, да с совмещённым санузлом! Ещё выход: позвать доктора из бывшей братской республики. Но там тоже не дураки сидят, они хорошего спеца не отпустят! Человек поедет в другую страну только ввиду улучшения условий жизни. Это тоже не вариант для Зайчанска.
Испытываю невыносимое желание поделиться своими соображениями о ситуации в образовании и науке в России.
1. Качеством образования по-настоящему интересуется только ограниченное количество студентов и такое же ограниченное количество родителей, дети коих скоро оканчивают школу. В противном случае и студенты, и их родители постарались бы дать хоть какой-то отклик и о своих вузах, и о системе в целом. Если б родители и студенты стремились получить образование, а не "корочку", не были бы востребованы многочисленные филиалы и фирмы, которые за деньги пишут студентам контрольные, курсовые и дипломные работы. За немногим исключением, филиалы занимаются продажей дипломов в рассрочку, пять лет делая вид, что обучают. А студенты таких филиалов делают вид, что учатся.
А если вдруг кто-то всё же заинтересован в получении образования, должен знать: ваше мнения никто и никогда не спрашивает!
Руководящее звено вузов интересуется хорошими показателями, то есть стремится написать в Министерство такие отчёты, за которые похвалят.
Министерство прежде всего интересуется следующими вопросами:
1) количеством остепенённых специалистов (много докторов и кандидатов – это хорошо; чем больше докторов на одну студенческую душу, тем лучше);
2) количеством литературы, выпускаемой вузом и кафедрами в частности;
3) количеством проведённых конференций;
4) количеством учёных советов;
5) количеством аспирантов и соискателей;
7) количеством разрабатываемых кафедрами новых курсов и программ;
8) Количеством статей, написанных профессорско-преподавательским составом;
9) Количеством выполняемой нагрузки. Заметим, что в любом случае главный показатель – количественный.
При всём том проверяющие НИКОГДА не интересуются качеством того, количество чего измеряется.
Доказываю это на примере. Чтобы ни в кого пальцем не тыкать, привожу вымышленные названия. Предположим, в городе Зайчанске Непопутной области существует Педагогический университет. Его открыли в 1945 году на "пустом месте". Он "молодой", и не успел ещё обзавестись крепким научным потенциалом, так что его положение изначально хуже, чем положение МГУ, Саратовского ГУ, Казанского ГУ и других им аналогичных. Как же добиться высоких показателей? А вот как:
1) количество докторов и профессоров. Это – дело сложное, а сейчас – в особенности. Чтобы появился доктор наук (опускаю слово «настоящий»), учёный, возможно два пути: а) вырастить; б) откуда-нибудь взять.
а) вырастить.
Жутко затратное дело, ибо потенциальному доктору необходимо покупать научную литературу, ездить в командировки и на конференции, публиковаться, в докторантуре мало работать (на полставки, скажем), а получать столько же (как за ставку). К тому же у вуза тут риск: кандидат наук из Зайчанска, если он разрабатывает научную тему, в Зайчанске не может сидеть ввиду отсутствия ресурсов. Он работает в столичных городах. Велик шанс, что в столице доктор и останется после защиты.
Итак, о затратах. Сужу по своей специальности «Всеобщая история». Одна монография или источник, выпущенный в России – это 350 – 800 рублей. Одна зарубежная монография – это 35 – 220 евро. Их нужно не менее 30 штук. Для доктора по новым правилам нужно 10 ВАКовских публикаций. В большинстве случаев публикации платные. 1 страница = 1000 рублей. Полноценная публикация – 1 печатный лист, приблизительно 16 страниц. Итого за одну такую публикацию – 16 тысяч рублей. Зарплата кандидата наук в провинции – от 6 до 14 тысяч рублей, в зависимости от объёма учебной нагрузки, званий и дружбы с начальством. А теперь посчитайте, сколько нужно заплатить за одни только публикации. Конечно, можно и бесплатно. Но для этого надо иметь очень и очень хорошие связи с редакторами сборников и журналов. Добавим сюда очередь и количество ВАКовских журналов по нужной дисциплине. Скажем, по Древнему миру – 1 (!), по средним векам – 1 (!), по этнографии – 3 (!)! Да, я же забыл о том, что специалиста нужно ещё и иностранным языкам обучить, как минимум одному (редко), и более чем одному (часто)! Если это аглицкий да немецкий – полбеды, а если итальянский или китайский, то что делать?
Какой же выход? А такой: разрабатывать тему, как можно менее затратную. Это педагогика, политология, психология, история России (XX век) и, как ни странно, философия. Педагогика – абсолютный лидер. Коллеги-педагоги ни для кандидатских, ни для докторских работ почти не выезжают из Зайчанска. В результате Зайчанский вуз обеспечен докторами по максимуму, но все они – педагоги.
б) откуда-нибудь взять доктора. Сейчас это крайне проблематично: попробуй замани доктора наук в Зайчанск, на зайчанскую зарплату в 14 тысяч, да чтобы он квартиру снимал в Зайчанске минимум за 5 тысяч, да на окраине, да на первом этаже хрущёвки, да с совмещённым санузлом! Ещё выход: позвать доктора из бывшей братской республики. Но там тоже не дураки сидят, они хорошего спеца не отпустят! Человек поедет в другую страну только ввиду улучшения условий жизни. Это тоже не вариант для Зайчанска.
б) откуда-нибудь взять доктора. Сейчас это крайне проблематично: попробуй замани доктора наук в Зайчанск, на зайчанскую зарплату в 14 тысяч, да чтобы он квартиру снимал в Зайчанске минимум за 5 тысяч, да на ократине, да на первом этаже хрущёвки, да с совмещённым санузлом!
Эт точно, у нас в Урюпинске_ака_Горячем Ключе Краснодарского края тоже филиалов понаоткрывали, да все с благими намерениями — чтоб, дескать, молодежь из города не уезжала. И начали профессуру с миру по нитке собирать... Те собрались, помытарились год-другой по съемным квартирам, так служебные муниципалитет зажал, и сделали всем ручкой